Мотолодки и катера

Спортивно-прогулочная моторная лодка «Радуга 37».

Основные данные мотолодки:
Длина наибольшая — 3.74 м.
Ширина наибольшая — 1,4 м.
Высота борта на миделе — 0,565 м.
Вес с полным оборудованием — 75 кг.
Пассажировместимость — 3 чел.
Мощность подвесного мотора — 20-30 л/с.

Моторную лодку «Радуга» можно построить для гонок в классе SC 500, так и для скоростных прогулочных выходов, рыбной ловли, буксировки воднолыжника. Днищевым обводам ее корпуса придана большая килеватость, позволяющая идти на волнении с большой скоростью без ударных перегрузок, обычных на плоско-килеватых корпусах. При килеватости днища около 24 градусов потерягидродинамического качества компенсируется наличием

горизонтального участка на днище по килю (шириной по килю 260 мм.) и продольными реданами.Лодка уверенно глиссирует на любом курсе относительно бега волн высотой до 0,7 м, При большем волнении рекомендуется снижать скорость и одного пассажира, или груз, размещать ближе к носу. Благодаря развитому брызгоотбойнику шириной до 80 мм по скуле и развалу высоких бортов по всей длине корпуса лодку не забрызгивает. Носовые образования сделаны относительно полными чтобы обеспечивать удовлетворительную схожесть на волну.

 

Теоретический чертеж и общий вид мотолодки.

Построй мотлодок примерно таких же размеров не раз описывалась в сборнике. Корпус собирается вверх килем на предварительно собранных шпангоутах. Отметим что 6 миллиметровая толщина горизонтального несущего участка днищевой обшивки в районе шпангоута 3 — транец при разбивке откладывается вниз от ОЛ. Теоретические полушироты этого участка (линия К) и фактические полушироты его выступающих краев, образующих первый редан (линия Р1), для удобства работы указаны и в таблице и и на поперечных сечениях конструктивного чертежа. Второй редан накладывается на уже обшитый корпус.

Скуловой брызгоотбойник с горизонтальной рабочей гранью образуется заполнением пенопластом угла между выпущенным вниз краем листа бортовой обшивки и днищевой обшивкой.

Читайте также  Мотолодка по мотивам "Радуги".

Конструкция корпуса Радуги ясна из приводимых чертежей. Следует только пояснить , что нижний конец форштевня 1 надо вывести на 200 мм в корму 3 шпангоут и закрепить к его боковым граням носовые концы килей 2, а затем снизу конец горизонтального листа 28.

Корпус собирается с применением эпоксидного клея , обшивается 4-х миллиметровой фанерой и оклеивается слоем стеклоткани. Для обеспечения непотопляемости под палубой в районе от 1 до 3 шпангоутов и по бортам между 6 и 7 шпангоутами крепятся блоки пенопласта.

Конструкция корпуса.

Сечения по шпангоутам.

Оборудование лодки после установки палубы с небольшим козырьком и сборки подмоторной ниши сводится к монтажу дистанционного управления с постом на борту в кормовой частикокпита, установки пайола в районе 3 — 5 шпангоутов и двух мягких съемных сидений. Для хранения запасов горючего и снаряжения используется закрытое пространство в носу под палубой и в корме под нишей в районе 6-го шпангоута — траней, а так же полочки вдоль бортов.

Несколько мотолодок этого типа уже построено, а самая парвая «Радуга» эксплуатируется в прибрежной зоне Ладожского озера а на Неве уже третью навигацию. На испытаниях ее с мотором «Москва 25» и разной нагрузкой — 1, 2, и 3человека на борту — скорости хода составили соответственно 51, 48 и 38 км/час.

Ю. А. Зимин. «Катера и Яхты» №40, 1972г.