Мотолодки и катера

Моторная лодка «Радуга 41».

Основные характеристики лодки:

Длина наибольшая — 410 cм.
Ширина наибольшая — 198 см.
Высота борта — 78 см.
Вес — 110 кг.
Грузоподъемность — 400 кг.
Мощность двигателя  25-50 л/с.

При умеренной нагрузке (2 человека, 80 — 130 кг горюче-го, походное снаряжение), обычной для глиссирующих мотолодок, отправляющихся в дальнее спортивное плавание, достаточная комфортабельность и хорошие скоростные качества при плавании на волне могут быть получены на корпусах с комбинированными обводами. Такой корпус имеет на днище узкий плоский участок — лыжу в сочетании с наклонными участками днища, соответствующими обводами «глубокое V».Плоский участок не только повышает гидродинамическое

качество корпуса,но и уменьшает осадку лодки, что особенно важно при подходе к берегу на таких мелководных акваториях, как Финский залив, южная часть Ладоги, оз. Ильмень. 

Из других особенностей обводов «Радуги-41» можно отметить широкую палубу в носовой части, хоро-шо отражающую вниз брызги, и отгибы днища вниз у скулы. Плоский участок скулы в районе 4 — 6 шпангоута, имеющий больший угол атаки по отношению к днищу, улучшает выход лодки на глиссирование при большой нагрузке и позволяет совершать крутые повороты на полной скорости, не опасаясь за остойчивость.

Оптимальный вариант моторной установки для этой мотолодки — два подвесных мотора «Нептун-23». При использовании «Радуги» для прогулки (1 — 2 человека, 20 — 40 л топ-лива) с гребными винтами увеличенного шага может быть получена максимальная скорость хода свыше 60 км/ч. Так, при установке двух 20-сильных «Вихрей» с гребными винтами, имеющими шаг 360 мм, была получена скорость 62 км/ч с одним водителем и 59 км/ч с нагрузкой два человека. 

Дополнительные удобства для пассажиров «Радуги» представляют глубокий кокпит, хорошо защищенный от ветра и брызг высокими ко-мингсами и лобовым стеклом, мягкие сиденья.

Читайте также  Моторная лодка "Радуга 34"

 

Постройка лодок подобного типа неоднократно описывалась , поэтому обратим внимание лишь на отдельные особенности сборки и конструкции Радуги 41.

Торетический чертеж.

Таблица плазовых ординат.

Собирая шпангоут 5, рейку 42 приклеивать не надо, так как платформа 15 заводится в собранный корпус через тот же шпангоут. Шергень- линию для стапельной сборки рекомендуется провести на высоте 435 мм от основной линии — корпус удобнее собирать вверх килем. Когда шпангоуты выставлены на стапель и проверены, к шпангоуту 2 нужно вставить шельф 3, установить и закрепить шпангоут 1 и носовую точку шельфа. Затем врезаются рейки продолбного набора и киль. Все соединения выполняются на эпоксидном клее. Листы бортовой обшивки по нижней кромке обрезаются по данным теоретического чертежа после установки, чтобы образовать отгибы по скуле.

Схема общего расположения.

Конструкция и детали корпуса.

Шпангоуты.

Детали корпуса.

Затем на участки днища у скулы выкладывается пенопласт, который приклеивается к днищу и бортам и обрабатывается по обводу корпуса. Все тщательно шлифуется шкуркой и шпаклюется,затем оклеивается идним слоем стеклоткани. Предварительно обработанные по деннам таблицы плазовых ординат продольные реданы устанавливаются по разметке на днище и также оклеиваются полосами стеклоткани.

Корпус после сборки снимается со стапеля и переворачивается. До зашивки палубы необходимо вклеить платформу 13 и смонтировать подмоторную нишу. Блоки пенопласта, общим объемом 200 — 300 куб. дм, обеспечивающие непотопляемость лодки, необходимо разместить под палубой, по бортам и под платформой. Изнутри корпуса транец по периметру, а так же паз днищевой и бортовой обшивки необходимо оклеить мокрыми угольниками.

Конструкция кресел расчитана на то, чтобы их можно было снимать на стоянке и размещать между шпангоутами 2 и 3. Складной щит 13, который закрывает вырез в платформе, становится пайолом и во время движения помещается междя 3 и 4 шпангоутами.

Читайте также  Чертежи катера "Гольфстрим" (исправленные).

В заключении следует заметить что «Радуга 41» была построена в 1974 г., и за два сезона ее успешной эксплуатации на ней пройдено около 7000км по рекам и озерам Северо-Запада.

Ю. А. Зимин. «Катера и Яхты» №61 (3) 1976г.