Мотолодки и катера

Моторная лодка «Радуга 34»

Основные данные мотолодки «Радуга-34»
Длина, мм 3400
Ширина, мм 1700
Высота борта, мм 700
Масса корпуса, кг 70
Мощность мотора, л. с. (кВт) 20 (15)

Конструкторская группа городского спортивно — технического клуба водных видов спорта уже несколько лет ведет работу по созданию специально для таких спортивных плаваний мотолодок, в которых большая скорость при использовании распространенных моторов сочеталась бы с достаточно высокой мореходностью. К таким судам и относятся лодки «Радуга».

Предлагаемая вниманию читателей новая спортивно — туристическая трехместная мотолодка этого

семейства построена мастером спорта А. Щербининым и уже всесторонне испытана.На ее счету несколько нелегких спортивных походов, участие в парадах спортсменов и даже в заезде мотолодок класса SB. Кроме того «Радуга 34» использовалась для прогулок и служебных разъездов, обслуживания тренировок и буксировки воднолыжников.

 

 

Теоретический чертеж и схема общего расположения.
Таблица плазовых ординат.

 

Сборник  «Катера и яхты уже не однократно публиковал материалы о прогулочно — спортивных лодках минимальных размерений. Лодка «Радуга 34» также относится к классу мини — моторок, постройка, транспортировка, хранение и ремонт которых наиболее доступны для основной массы любителейводного туризма и спорта.

Применена ставшая уже обычной килеватая форма обводов высокобортного мореходного корпуса с продольными реданами — брызгоотбойниками и развалом бортов по всей длине в сочетании с плоским кормовым участком днища — лыжей. Такие обводы позволяют обеспечить при весьма не плохих скоростных качествах мягкий ход на волнении, безопасность прикрене на циркуляции, хорошую обитаемость.

При установке мотора «Вихрь» или «Непнун» с «гоночным» двухлопастным винтом (шаг 340—360 мм) на мотолодке с одним водителем можно достичь скорости около 60 км/час. Для сравнения упомянем, что скоростной норматив I разряда для класса Т-500 на дистанции 5 миль намного ниже — 42 км/час.

Читайте также  Моторная лодка "Сом"

Конструкция корпуса мотолодки.

Конструкция и технология постройки корпуса аналогичны многократно опсинным в сборнике. На листе фанеры, пользуясь таблицей плазовых ординат, надо построить очертания 1, 2 и 3 шпангоутов и вычертить все элементы набора лодки. Переведя на кальку нужные линии, перенести разматку на материал — бруски и фанеру. Готовые детали собирайте прямо на фанерном плазе, смазывая кницы и торцы брусков шпангоутной рамки эпоксидной смолой. Разложив детально рамки, прихватите каждую двумя тонкими гвоздями к плазу. Поставьте на места кницы и наживите их гвоздями, затем, осторжно стамеской,подложите кницы с другой ее стороны, пробейте гвозди насквозь, снимите и переверните рамку и сразуже загните концы гвоздей.

После сборки всех трех шпангоутов вынести на них линию ДП и контрольную ватерлинию ( от ОЛ на расстояние 500 мм). По этой контрольной линии прибейте шергень — планки шириной 50-70 мм.

Корпус лодки собирается в положении вверх килем. На стапеле размечается положение шпангоутов и транца. Шпангоуты выставляются на свои места с проверкой по диаметральной плоскости отвесом, и по горизонту контрольной линии шланговым уровнем. Закрнпив выверенный поперечный набор, врезайте киль, стренгера и ребра жесткости. До установки обшивки необходимо поставить переборку на шпангоут 1 1/2 и узел ниши рецесса.

Листы фанеры надо предварительно раскроить и склеить на ус. Затем листы укладываются на тщательно смалкованный набор, изнутри детали набора обчерчиваются, после чего листы снимаются для обрезки припуска и сверловки отверстия D 1 — 1,5 мм с шагом 50 — 70 мм для крепежа. Обшивка ставится на эпоксидной смоле.

Днище, транец и борта необходимо снаружи тщательно ошкурить и зашпаклевать, а затем оклеить 1 — 2 слоями стеклоткани на смоле. Предварительно обработанные реданы и брызгоотбойники выставляются на уже оклеенный корпус и в свою очередь сами оклеиваются полосами стеклоткани.

Читайте также  Чертежи катера "Гольфстрим" (исправленные).

До зашивки палубы надо вклеить в снятый со стапеля и перевернутый килем вниз корпус сидения и уложить пенопласт. Изнутри корпуса транец лучше оклеить мокрым угольником — полосой стеклоткани шириной 80 — 100 мм.

Для обеспечения непотопляемости обязательно надо уложить блоки пенопласта по бортам между 2 шпангоутом и транцем; объем пенопласта должен быть не менее 0,15 м.куб.

Юрий Зимин. «Катера и Яхты» №49 (3) 1974